Жемчужина Подмосковья, православная столица Золотого кольца, родина матрешек и богородских игрушек – все это Сергиев Посад. Возможно, что в недалеком будущем ему суждено стать еще и одним из центров внутреннего энотуризма, хотя до винодельческих терруаров страны отсюда далеко. Благодарить за новый статус предстоит предпринимателя и гастроэнтузиаста Дениса ШАПИРО, который открыл в Сергиевом Посаде винный бар с уникальной коллекцией российских вин. Он считает, что туристический потенциал города поможет вывести их на новый уровень узнаваемости и потребления.
Строитель, дизайнер, ресторатор Денис Шапиро специализируется на создании гастрономических пространств новых форматов. Его стартапы «Гастроферма» и «FoodStore» стали прообразами гигантских московских фудмолов, таких как «Депо».
В новом проекте Денис Шапиро выступает в роли амбассадора российских вин, изучением которых он занимается уже несколько лет. «Резиденцией» посла стал ресторанно-гостиничный комплекс в самом центре Сергиева Посада. Здесь, в винном баре «Усадьбы Пришвинъ» представлены образцы продукции лучших отечественных виноделов. В большинстве случаев это вино, выпускаемое небольшими партиями и не встречающееся в рознице. К напиткам подают Сергиево-Посадский камамбер из сыроварни Алексея Рубцова или твёрдый выдержанный сыр в листьях майской крапивы, бестселлер шефа и сыровара Станислава Озерова.
Гостей ждут удивительные открытия, а скептиков - и вовсе смена парадигмы.
Виноделие в России на подъеме, это одна из самых бурно развивающихся отраслей отечественной экономики. По итогам 2022 года производство российского вина, включая игристое и крепленое, выросло больше, чем на 70 миллионов литров. В отрасль пришли новые люди, с интересной философией и богатым опытом, появились персонифицированные винные бренды - Олега Репина, Павла Швеца, Алексея Толстого, Ярослава Узунова, Вадима Гордяева и других.
В потреблении вино в России постепенно опережает крепкие напитки. Неудивительно, что многие россияне хотят научиться разбираться в нем, в том числе – в отечественном, чем объясняется стремительное развитие эногастрономического и винного туризма.
Государство идет навстречу виноделам: законодательство стало лояльнее, развиваются программы поддержки частных винных хозяйств, повсеместно проводятся Дни российских вин, винные ярмарки и фестивали.
Что касается рестораторов, то они в своем большинстве выжидают, хотя винные карты практически везде пополнились краснодарским совиньоном и крымским шардоне. Выбор невелик, хотя отечественный ассортимент мог бы покрыть все ниши - от качественных бюджетных позиций, до премиальных. Впрочем, есть исключения: шеф-сомелье московского ресторана White Rabbit Роман Романов не побоялся поставить в свое предложение почти полсотни российских вин.
Денис Шапиро сразу сделал ставку на российского производителя, который занял 85% винной карты «Усадьбы Пришвинъ». Из крепких напитков – коллекционный дагестанский коньяк и премиальная водка, все остальное – вина Кубани, Крыма, Ставрополья, Нижней Волги, Долины Дона, Долины Терека... Особенно разнообразят палитру малые хозяйства, у которых есть весьма любопытные, что называется, «идейные» проекты.
Большинство таких напитков до массового потребителя не доходит. Партии ограничены несколькими тысячами бутылок, а для выхода на широкую аудиторию нужно не менее 200 000. Стоит ли в таком случае удивляться, что большинство соотечественников незнакомы с экспериментами крымского винодела-хулигана Никиты Абалихина, создающего вина с нетипичными вкусами? Среднестатистический россиянин также не имеет возможности оценить преимущества старинного метода «Ансентраль», при котором брожение происходит не в 2 этапа, а в 1, что придает особенную нежность брюту «Изя и Белла» из долины Лефкадия. И невдомек широкой аудитории, зачем команда Олега Репина колдует с диковинным сортом винограда «бастардо магарачский», выведенном в Ялте научно-исследовательским институтом «Магарач» в 1928 году.
Чтобы узнать обо всем этом, чтобы попробовать эти и подобные вина, нужно совершить не один тур по винодельням страны. Все, увы, не охватить: более половины хозяйств пока еще не имеют условий для приема туристов. Но если вы окажетесь в Сергиевом Посаде, вам повезло: к привычной культурной программе теперь прибавилась возможность заглянуть в «Усадьбу Пришвинъ» и за какую-нибудь пару часов «проехать» по самым интересным российским винодельням, в том числе, труднодоступным. Если последить за информацией на сайте, можно подгадать под специальные мероприятия, связанные с презентацией новинок, слепые дегустации, «винное казино» или эногастрономический ужин.
Повышение узнаваемости российских вин и их популяризация лишь часть работы Дениса Шапиро. Другая важная задача, которую он видит перед собой – пропаганда культуры потребления алкоголя. Религиозная аура Сергиева Посада для этого как нельзя кстати. Известно, что православная церковь не возражает против умеренного потребления вина, порицая не напиток, а пьянство. Поэтому сама атмосфера этих мест дисциплинирует и настраивает на знание меры. Под звон лаврских колоколов не пображничаешь. Для справки: в стенах Троице-Сергиевой лавры находятся винные погреба, вырытые в 1866 году. В них хранится монастырское вино с середины прошлого века, и к нему приставлен монах-виночерпий.
Туристический потенциал – еще одна привлекательная особенность Сергиева Посада для охвата массовой аудитории. По темпам роста потока туристов за последние 5 лет этот город считается одним из лидеров среди муниципалитетов Подмосковья. В прошлом году Сергиев Посад посетили свыше полутора миллиона человек - преимущественно, россиян.
Очевидно, что с развитием внутреннего туризма и ростом популярности поездок выходного дня число гостей будет только увеличиваться. У каждого приезжего есть свой круг общения, в котором он наверняка захочет поделиться впечатлениями о знакомстве с российскими винами в «Усадьбе Пришвинъ». Сарафанное радио – самое эффективное средство продвижения, и вещать оно будет на всю страну.
«Россиянам пора избавиться от предвзятости и начать заново открывать для себя российские вина», - говорит Денис Шапиро. - Технологические требования у нас намного выше, чем в Европе, то есть, закон к нашим винам строже, чем к импортным. И это положительно сказывается на их качестве, в чем я регулярно убеждаюсь на слепых дегустациях, во время которых гостям предлагают российские и импортные вина в бутылках без этикеток. При определении происхождения напитка дегустаторы в 90% случаев ошибаются, что говорит о конкурентоспособности наших вин. И пусть на ликбез уйдет еще много времени, главное, что у нас есть с чем работать. В винной отрасли за державу уже не обидно. И кто знает, может быть именно достижения российских виноделов помогут многим из нас избавиться от острого неприятия всего своего».